КАМАЗ в трауре

"Вечерние Челны" 25.06.2008. автор Эльвира Мухаметдинова

Ничто на пятом этапе марафона Transorientale не предвещало беды, когда гонщики, перевалив через южные отроги Урала, расстались с Европой и въехали в Азию. Экипаж Владимира Чагина на 120-м километре нагнал мотогонщика. Однако французский любитель не реагировал на сигналы прибора оповещения об обгоне и не уступал трассу. Камазовский экипаж принял решение обойти его по тропинке, уходившей вправо, чтобы затем вернуться на трассу, но неожиданно мотогонщик тоже вывернул вправо... В результате столкновения мотогонщик Филипп Тонин погиб. В этот же день участники внедорожного марафона с прискорбием узнали о том, что в госпитале скончался получивший накануне серьезную травму китайский гонщик Сю Лян, выступавший на автомобиле в составе команды Андре Дессуда. Трагедия произошла, когда гонщик остановился, чтобы вытащить свой автомобиль Zhengzhou Oting. Вырванный вместе с креплением буксировочный трос нанес ему черепно-мозговую травму. 

Вскоре комиссия вынесла вердикт по поводу драмы, связанной со столкновением камазовского экипажа и французского мотогонщика. Она сообщила, что не усматривает никакой формальной вины в действиях экипажа Владимира Чагина. Было принято решение, что команда продолжит гонку в прежнем составе. Команда «КАМАЗ-мастер» преодолела несколько этапов, когда на бивуаке в Аягузе ее руководитель Семен Якубов заявил о том, что камазовцы полным составом досрочно завершают выступление на трассе Санкт-Петербург – Астана – Пекин. Это сообщение прозвучало в тот момент, когда ведущий пилот команды Владимир Чагин мог реально претендовать на победу. Но, на его взгляд, победа на фоне произошедшей трагедии несовместима со спортивной этикой. Остальные экипажи команды также не посчитали возможным дальнейшее участие в гонке, выражая тем самым поддержку своему ведущему пилоту. 

После возвращения домой руководитель команды Семен Якубов ответил на вопросы челнинских журналистов 

– Были ли претензии со стороны спонсоров команды из-за преждевременного прекращения гонок? 

– Нет, наоборот все выражают поддержку нашей команде. Вы сами можете в этом убедиться, зайдя на наш сайт. Там вы увидите очень много теплых слов, написанных в адрес камазовских гонщиков. В эти дни мы не услышали ни одного недружелюбного высказывания, что говорит о правильности нашего решения. 

– Как далось решение оставить гонку Владимиру Чагину? 

– Владимир готов был остановиться сразу после того, как случилось ЧП. Но директор гонки дал ему указание продолжать продвижение вперед (а дисциплина на соревнованиях должна сохраняться при любых обстоятельствах). Владимир позвонил мне и спросил, как ему быть в этой ситуации. Я повторил, что указания директора гонки должны выполняться при любых обстоятельствах. Чагин продолжил гонку. На следующий день мы были на разных бивуаках, поэтому не могли общаться. И только через день, в час ночи, собралась коллегия спортивных комиссаров и вынесла вердикт о невиновности камазовского гонщика. У меня появилась возможность сделать заявление только в 21 час следующего вечера. Перед этим я имел серьезный разговор с организаторами гонок, которые первоначально просили оставить часть команды на трассе. Пришлось высказывать свою точку зрения более настойчиво и более аргументированно. После того как наше заявление было озвучено, мы ощутили поддержку абсолютно всех участников соревнования. Сразу спало напряжение, которое возникло в стане после двух происшествий. Уход команды «КАМАЗ-мастер», безусловно, снизил интерес к этой гонке, тем не менее она продолжается. Что же касается психологического состояния Чагина, то я считаю, что сейчас ему вредно любое расслабление. Ему нельзя давать ни минуты для того, чтобы задумываться над случившимся. Поэтому для Чагина в этом году отпуск отменен. Будем его нагружать работой. 

– Французкий мотогонщик, который пострадал в этом происшествии, был новичком на гонках? 

– Большого опыта у него не было, хотя стремление и огромное желание заниматься спортивными гонками он имел. До этого Филипп Тонин один раз участвовал в «Дакаре». Правда, на его долю и в тот раз пришлось немало аварий и поломок, тем не менее он доехал до конца. На соревнованиях «Санкт-Петербург – Астана – Пекин», по регламенту, мотоциклисты стартовали первые, через полчаса после них двинулись грузовики и джипы. На «Дакаре» это делается через час после выезда мотоциклистов. Поэтому уже на 50-м километре мы догнали самых слабых мотоциклистов. Еще один момент хотелось бы оговорить: многие гонщики принимают участие в таких состязаниях в основном для того, чтобы испытать себя. Некоторые из них успевали даже фотографироваться на фоне чужих пейзажей. Для них это была отчасти туристическая поездка. Поэтому профессионалам такое соседство с дилетантами на колесах нередко доставляло беспокойство. Наша же команда после трагедии для себя решила, что будет объезжать мотоциклистов за 10-15 метров (раньше мы держались от них на расстоянии 4-5 метров – такова общая практика). Такой подход, конечно, повлияет на скорость продвижения наших автомобилей, но другого выхода нет. 

– У вас большой опыт международных гонок. Как в подобных случаях раньше поступали другие гонщики? 

– Когда команда BMW потеряла спортсмена, она сошла полным составом. Был случай, когда рижский гонщик сбил африканскую девочку, он добровольно покинул трассу за два дня до финала. 

– Тяжело ли принималось решение об окончании гонок? Ведь можно было разрешить Владимиру Чагину отправиться домой, а остальным все-таки продолжить соревнования? 

– Все зависит от того, как рассматривать произошедшее. Если строго следовать традициям подобных гонок, то, действительно, достаточно было уйти только Чагину, и это было бы воспринято окружающими как должное. Но это было бы, на наш взгляд, лишь формальное выражение нашего сожаления. Мы все-таки решили, что ни результаты соревнований, ни сами гонки не стоят жизни человека. Хотя мы отдаем себе отчет, что дело, которым мы занимаемся, несет в себе смертельно опасный риск (ведь перед каждыми гонками мы подписываем меморандум, в котором говорится, что мы осознаем степень риска и не имеем к организаторам соревнований претензий в случае летального исхода). Риск фиксируется не только на бумаге – почти ни одна гонка, в которой участвовал «КАМАЗ-мастер», не обходилась без потерь. Мы видели и взрывающиеся мины, и стрельбу, и разбитые машины. Однако мы не согласны ставить знак равенства между спортивной победой и человеческой жизнью. Эти вещи не сопоставимы между собой. Команда приехала опустошенная с этих соревнований – угроза, которая постоянно нависала, на этот раз коснулась и нас.