КАМАЗ-МАСТЕР = ВОЛЯ К ПОБЕДЕ + НАДЕЖНОСТЬ ТЕХНИКИ

Накануне выезда на этап "Великая степь-2015" Чемпионата России по ралли-рейдам (на котором, как увидим потом, снова заняла весь пьедестал) команда "КАМАЗ-мастер" принимала большую группу журналистов. В своих пенатах - в Набережных Челнах, а точнее - на полигоне и в собственном производственно-техническом центре. Легендарная команда, 25 раз участвовавшая и 13 раз побеждавшая на ралли "Дакар", - плоть от плоти трудового коллектива КАМАЗа. Здесь рабочий режим, и нет нужды придумывать поводы для сбора прессы, да еще в разгар сезона. А поводы для встреч всегда есть - это, прежде всего, новые победы и не только в гонках. На сей раз это еще и презентация новой машины - спортивного КАМАЗа капотной компоновки.

Впрочем, подробности по порядку от спецкора журнала "ТехСовет®".

Команда: на тест-драйв!

Сначала тест-драйв. Ясно, что за руль мощной боевой машины (да-да, спортивные КАМАЗы Дакара - это боевые машины) просто так не посадят. Приглашение не на "паркетно-асфальтовую" прогулочку, здесь автобросок по более чем пересеченной местности. Перед нами полигон: рытвины да буераки, вдрызг разбитая колея. Она то уходит в глубокие ямы, то сквозит между сосен, вырываясь затем на пригорки-трамплины.

В кабине боевого - того самого, который брал нынешний Дакар - КАМАЗа полезное пространство занятое рычагами, приборами, панелями с огоньками десятков индикаторов, трубами, дугами безопасности. Но есть среди этого почти космического убранства место и экипажу.

За рулем Айрат Мардеев. Победитель Дакара -2015:

это, кстати, его первая победа мировой степени значимости, но что не последняя - однозначно. Я - за механика, то есть "на колесе" справа.

Один из моих коллег - по центру, на месте штурмана. Экипаж пристегнут, буквально приторочен к сиденью специальной крепежной системой. Вообще, вгонке на трассе в кабине трое: пилот, штурман и механик. Впрочем, гонка есть гонка, на ней всякое случается, так что при необходимости каждый поможет каждому. Что добывают вгонке? - победу! Победа - это лучшее время.

Это скорость, безошибочность штурмана, слаженность при устранении непредвиденной поломки. Каждый должен знать машину, как свои пять пальцев. Но машина буквально напичкана электроникой, телеметрией...

Механик теперь больше похож на бортинженера космического корабля: он следит за параметрами работы всех систем "жизнеобеспечения машины". Особая роль у штурмана.

Ведь никто предварительно с маршрутом, предстоящими спецучастками и т.д. не знакомит. Штурман на высокой скорости, при непрерывной тряске считывает путь по карте на планшетке и передает команды по внутреннему переговорному устройству: без него вряд ли пилот его услышит. Уехать в чужой пустыне за "чужой" бархан - как дважды два. Это, если плохой штурман, у наших - плохих неводится. На одной из нынешних тренировок в качестве эксперимента пилотов специально меняли местами со штурманами. Чтобы могли прочувствовать всю прелесть штурманской доли. Ну, а пилот, он все равно - самый-самый: ему первому как победная хвала, так и горечь поражений и утрат.

Вот и мы, журналисты, прочувствовали на себе, что такое гонка спортивных грузовиков. Честно говоря, хватило 20-минутного драйва - с заносами и прыжками с пригорков, чтобы понять: каков он, путь наших ребят на пьедесталы Дакара.

Награды КАМАЗ-мастер сезона 2015 - Нынешний Дакар, - вспоминает Айрат Мардеев, - был выдержан на сверхвысоких скоростях. Мы даже не ожидали таких допов (скоростные участки - ред.), когда стрелка на спидометре не падает ниже 110 км.

Для грузовика - это вообще бешеный темп.

Очень сложный маршрут: пески, пыль, потом проливной дождь... И высокогорье: на высотах в 3-4 и более тысяч метров над уровнем моря. Мы благодарны специалистам Центра подготовки при Олимпийском комитете, у которых прошли программу адаптации к условиям высокогорья.

Легенду делают люди На бивуаке команды - живописном берегу Камы, разговариваем с директором по маркетингу Светланой Климовой. Она часто сопровождает команду на соревнованиях.

Не понаслышке знает, насколько важен командный дух экипажа, профессионализм каждого отдельно и во взаимодействии. И еще - надежность техники, и воля к победе, и ответственность теперь уже перед легендарной историей команды. Легенду масштабирует Дакар, но делают ее люди.

- На Дакаре, - говорит Светлана Климова, - нашим ребятам противостоят очень серьезные команды - весь первый эшелон:

Жерар де Рой, МАN, чешская TATRA, голландцы очень сильные... Всякий организатор соревнований стремится, чтобы была интрига, была смена победителей. В этом - суть и дух соревнований. Всем очень нужна победа.

Но нашим нужна больше. Правда - больше.

В 2013 году Андрей Каргинов 9 км ехал к финишу на трех колесах. Переднее правое колесо пробило на каменистом участке. У него было преимущество перед Жераром де Роем - 7 мин. Смена колеса - потеря минимум десяти: проверено многократно. Не уступил, занял третье место.

Вообще-то Дакар писан кровью: за свою историю унес 70 жизней. Кто как не семикратный победитель Дакара Владимир Чагин и с июля 2012 года - руководитель команды знает, что гонка - это огромный риск. Когда-то он пришел в команду 19-летним пареньком.

Прошел все ступени профессионального роста, прежде чем стать выдающимся гонщиком.

Сейчас весь свой опыт наставник щедро передает молодым спортсменам. Вполне удовлетворен успехами экипажей Айрата Мардеева, Андрея Каргинова. На пьедестале "Великой степи", у них, кстати, небольшая "дружеская рокировка", по сравнению с Дакаром: Карги нов - первый, Мардеев - второй.

- Гонка - это риск, - говорит Владимир Чагин, - но это всегда должен быть риск на грани возможного. И очень важно не переступать этот максимум возможного. Ведь в гонке важно превозмочь стихию, выдержать, сохранить самообладание, сохранить автомобиль. Команда "КАМАЗ-мастер" сама участвует в разработке машин и потом выступает на них.

В этом уникальность наших гонщиков, по сравнению с другими.

Это веское слово - "надежность" Надежность - здесь фактор определяющий. В обоих измерениях: и в человеческом, ив техническом. Не каждый становится гонщиком. Для этого нужна внутренняя готовность.

С первого карта, мотоцикла, с первых синяков и шишек. Все настоящие бойцы прошли такую закалку. И кто становится гонщиком - обратной дороги не знает.

То же и с машинами российской марки "КАМАЗ". Улыбались сочувственно сначала хваленые евро-пилоты: типа, куда вы, ребята, на своих... телегах "made in Russia". Ничего, со второй победы призадумались, присмирели, чуть пригрустнели, потом зауважали. Гоняться, знаете ли, стали за нашими КАМАЗами:

по Африке, по Латинской Америке... правда, догнать не могут.

Да, конечно, это не серийный, это специальный автомобиль. Но после каждой большой гонки - большой разбор полетов.

Помимо прочего, самое пристальное внимание тому, как показала себя машина. Что поменять, усовершенствовать, переделать.

И часть этих наработок с боевых испытаний, пройдя через конструкторов и технологов, воплощается, в том числе, и в серийных машинах.

"КАМАЗ-мастер" и другие бренды "КАМАЗ-мастер", буквально, окружен дружественными мировыми брендами разного профиля деятельности. Недостатка в желающих оказать поддержку звездной команде давно нет. Из большой обоймы, насей раз, обратили на себя внимание банк ВТБ и компания ЭСАБ. Они как раз конкретно укрепляют этот самый определяющий фактор - надежность и помогают команде двигать инновационную составляющую успеха. Как это происходит? А вот как.

При поддержке ВТБ команда с 2013 года ведет испытания грузовика "КАМАЗ-4326" с газодизельным двигателем. Это первая практика установки подобного оборудования на спортивные автомобили. На ужесточение требований по максимально допустимому уровню выхлопа в ралли-рейдах инженеры "КАМАЗ-мастер" ответили кардинально, применив экологичное топливо - природный газ. В этом сезоне он успешно прошел и "Africa Eco Race" и "Великую степь". Машина "на газу" сохраняет все свои спортивные характеристики, надежность, безотказность и привозит победные места.

А при непосредственном участии ЭСАБ "КАМАЗ-мастер" сделал премьеру 2015 года - презентовал капотный автомобиль, который должен будет показать себя во всей красе и мощи на Дакаре-2016.

8 июля компания ЭСАБ посетила базу "КАМАЗ-мастер" в Набережных Челнах. Для технических специалистов команды и ОАО "КАМАЗ" был организован обучающий семинар, на котором представители ЭСАБ рассказали о новинках 2015 года. Три сварочные маски ESAB Warrior были переданы команде в качестве подарка.

В заключение семинара была проведена демонстрационная сварка на базе нового демогрузовика ЭСАБ. У участников семинара была возможность протестировать сварочные аппараты, проволоки, электроды, а также сварочные маски и другие принадлежности для сварки производства компании ЭСАБ.

На Дакар-2016 пойдет капотник Капотную спортивную машину, в том числе ее ходовые качества, нам демонстрировали в производственно-техническом центре команды. Пилоты рвались погонять ее уже на Чемпионате России, но плановые испытания на полигоне показали: требует доводки двигатель. Но на Дакаре-2016 он должен быть обязательно. Дело в том, что участие в мировых соревнованиях капотни ков становится трендом. Разгрузка передней оси и большая нагрузка на заднюю ось существенно улучшают "ходовые способности", маневренность, особенно в песках, на извилистых скоростных участках, способствуют более правильному приземлению "в прыжке".

Для пилота существенно улучшается контроль за поведением автомобиля, по сравнению с посадкой "на колесе", да и вообще, поскольку сиденья сдвинуты к центру машины, весь экипаж "меньше колотит".

Вот такую машину сейчас и доводит до "дакаровской кондиции" производственно технический центр. ТехИнфо Сотрудничество ЭСАБ и "КАМАЗ-мастер" началось в апреле 2015 года. Компания ЭСАБ предоставляет команде свое оборудование, сварочные материалы и средства защиты для проведения работ по сварке и резке при подготовке к выступлениям, текущем ремонте и т.д. В тестовом режиме были испытаны сварочный источник с подающим механизмом Aristo® Mig 4004i Pulse и компактный сварочный полуавтомат Caddy® Mig C 200i. Также в распоряжении команды аппарат аргонодуговой сварки, два компактных сварочных аппарата, сварочные электроды и проволоки. Оборудованием ЭСАБ оснащены производственно-технологический участок, а также автомобили технического сопровождения - "технички".

- Капотник мы варим эсабовским аппаратом, - рассказывает нач.бюро обеспечения производства Вячеслав Мизюкаев. - При сварке рам с целью упрочнения перешли на высокопрочную сталь. Совместно с инженерами и демосварщиками ЭСАБ мы делали опытные образцы. Провели изменения в нашей технологии. Специалисты ЭСАБ подобрали специальную сварочную проволоку, газовые смеси и режимы сварки, чтобы варить именно термоупрочненный материал. Окончательная проверка будет на гоночной трассе, сделаем все, что от нас зависит, чтобы она прошла успешно.

...Когда спрашиваешь ребят - пилотов, штурманов, механиков: "А что после Дакара?" - отвечают просто: так, мол, отдыхаем пару-тройку дней и начинаем готовиться к новому Дакару. Это пребывание в состоянии постоянной - боевой, мобилизационной, модернизационной - готовности. Это командное понимание, что следующий Дакар будет еще сложнее. Ведь удерживать нужно уже не в розницу места на подиуме Дакара, а весь подиум.

Айрат посвятил победу на Дакаре памяти своего отца Ильгизара Мардеева, трагически погибшего полгода назад, также заслуженного гонщика, многие годы отдавшего команде "КАМАЗ-мастер".

Отец для него, еще с картинга - подросткового увлечения - был первым тренером и наставником.

История команды "КАМАЗ-мастер" - это история выдающихся мировых автоспортивных достижений.

Трехкратный обладатель Кубка мира по внедорожным ралли, неоднократный призер и 13-кратный победитель трансконтинентального супермарафона Дакар, четырехкратный победитель международного ралли "Шелковый путь", бессменный лидер чемпионатов России. Команда полностью сформирована из камазовских спортсменов. В ее составе 5 обладателей Кубка мира, 13 мастеров спорта международного класса, 9 заслуженных мастеров спорта России, 12 мастеров спорта.

Сотрудничество ЭСАБ и "КАМАЗ-мастер" началось в апреле 2015 года. Компания ЭСАБ предоставляет команде свое оборудование, сварочные материалы и средства защиты для проведения работ по сварке и резке при подготовке к выступлениям, текущем ремонте и т.д. В тестовом режиме были испытаны сварочный источник с подающим механизмом Aristo® Mig 4004i Pulse и компактный сварочный полуавтомат Caddy® Mig C 200i. Также в распоряжении команды аппарат аргонодуговой сварки, два компактных сварочных аппарата, сварочные электроды и проволоки. Оборудованием ЭСАБ оснащены производственно-технологический участок, а также автомобили технического сопровождения - "технички"