"КАМАЗ-мастер" после трагедии

"Челны ЛТД" автор Сергей Родачев. 25.06.2008

17 июня, на 6 этапе ралли-рейда «Трансориенталь» погиб французский мотогонщик Филипп Тонин, который столкнулся с «КАМАЗом» Владимира Чагина, который нагнал мотогонщика перед развилкой. Трасса уходила влево, однако француз не реагировал на сигналы прибора оповещения об обгоне и не уступал дорогу. Чагина принял решение обойти его по тропинке, уводившей вправо, чтобы затем вернуться на трассу, но неожиданно мотоцикл тоже вывернул вправо. В результате столкновения мотогонщик погиб. Камазовцы дождались врачей и руководителя гонки, вскоре прибывших на место трагедии на вертолете. Спортивный директор ралли Рене Метж дал указание Чагину продолжить гонку. Коллегия спортивных комиссаров провела разбирательство по поводу трагической аварии, после чего организаторы гонки заявили, что никаких претензий к действиям Владимира Чагина не имеют. 

- Ситуация была несложная, - комментирует произошедшее руководитель команды «КАМАЗ-Мастер» Семен Якубов, - она была совершенно понятная, там были не понятны действия мотоциклиста. То, что он изменил неожиданно траекторию движения, говорит о том, что его действия были неожиданными для окружающих. Комиссия пришла к выводу, что Чагин предпринял правильные меры для обгона, а в дальнейшем он просто стал заложником ситуации. Учитывая расстояние и скорость, предпринять какие-либо меры, чтобы избежать столкновения было просто невозможно даже при всей квалификации, опытности и профессионализме Чагина. 

Позже стало известно, что в больнице от полученных накануне травм скончался еще один участник гонки, китаец Сюн Лян. Он помогал своему коллеге достать застрявший мотоцикл, однако буксировочный трос порвался и сильно ударил китайца прямо по голове. Следующий, седьмой этап был отменен в связи с гибелью гонщиков. 

Погибший Филипп Тонин, по словам Якубова, не был новичком, но он не имел достаточного опыта. Однажды он уже прошел трассу «Дакара», но с такими авариями, которые свидетельствовали о его слабой подготовке. Кроме того, по регламенту соревнований мотоциклисты стартовали первыми, а через полчаса после них стартовали джипы и грузовики. На Дакаре обычно это делается через час. Поэтому уже на 50 километре они стали догонять мотоциклы, конечно, догоняли самых слабых из них. 

- Многие из них выехали не столько за результатом, а сколько просто хотели попробовать себя и почувствовать гонку, - продолжает Семен Семенович. - Некоторые даже успевали на ходу сфотографировать пейзажи и себя на их фоне. То есть какая-то полутуристическая обстановка была. И, конечно, вот эта вот задняя часть мотоциклистов была, безусловно, не очень готова к встрече с профессиональными гонщиками, которым приходилось их обгонять. И не только у нас, у других экипажей тоже были сложные ситуации, которые могли бы сложиться плохо, мы обсуждали эту тему. И с точки зрения безопасности напряжение было гораздо выше, чем на обычных соревнованиях с учетом присутствующего контингента. Слишком большая разница в уровне подготовки была. 

На восьмом этапе Чагин победил, это при том, что ему пришлось менять колесо. Причем, он был первым в абсолютном зачете. С отставанием в 8 минут пришел Де Рой, и еще через две минуты Кабиров. В спортивном отношении гонка для камазовцев складывалась удачно... И поэтому как гром среди ясного неба прозвучала заявление ее руководителя о том, что команда в полном составе из этических соображений отказывается от продолжения гонки. 

- Мы решили, что жизнь человека не стоит не только результатов, но и самой этой гонки, - говорит Якубов. - Для команды важно, чтобы мы не потеряли свой авторитет, чтобы мы сохранили свое лицо и показали свое отношение к подобным вещам - мы не согласны с тем, что победа достается ценой человеческой жизни, чья бы она ни была. Когда я сделал заявление, мы почувствовали поддержку абсолютно всех участников соревнований и благодарность руководства гонки за принятое решение, которое позволило им облегчить то напряжение, которое после двух несчастных случаев возникло в стане участников. К нам подходили и мотоциклисты, и те, кто выезжал на джипах и на грузовиках, выражали сожаление не только в том, что произошел несчастный случай, но и по поводу того, что команда прекратила гонку. Гонка, безусловно, от этого потеряла. Напряжения в борьбе среди грузовиков стало меньше. Но гонка продолжается. 

На вопрос о том, нужна ли Чагину специальная психологическая реабилитация, Якубов ответил, что сейчас ему больше вреда принесет любое расслабление вне команды и занятия какими-либо другими делами. Ему сегодня нужно сосредоточится на том, чем он занят, и отвлечься от того, что произошло. Ему нельзя давать ни минуты свободного времени для того, чтобы время само по себе загладило душевные раны. Поэтому отпуск Чагина в этом году отменен. Команда «КАМАЗ-Мастер» продолжает подготовку к этапам Кубка России в Ростове и Кубка мира в Эмиратах. 

Сергей РОДАЧЕВ