Экстремалы – машины и люди

Итак, в первый день нового года команда "КАМАЗ-Мастер" в двадцатый раз приняла старт в знаменитом ралли. Буэнос-Айрес — Антофагаста — Буэнос-Айрес. 9 500 км, из которых 5 тысяч – скоростные участки. Маршрут из 13 этапов пролегал по территории Аргентины и Чили. Экипажи из 51 страны. Финиш гонки грузовиков для россиян рекордный. Десятая победа. Седьмой успех экипажа Владимира Чагина – тоже рекорд "Дакара". Личное достижение самого Владимира – шестьдесят третья победа на ралли – еще один рекорд. Добавлю, что на одном из спецучастков экипаж Чагина показал лучшее время не только среди грузовиков, но и среди всех участников этапа. Сплошной экстрим: КАМАЗ опередил не только спортивные грузовики. Позади остались экипажи легковушек и лихие мотоциклисты! 

Уверен, январский успех россиян попадет в Книгу рекордов Гиннеса. Судите сами. В рейтинге победителей за Чагиным следуют имена гонщиков других команд КАМАЗа. Экипаж Фирдауса Кабирова — второй, Эдуарда Николаева — третий, Ильгизара Мардеева — четвертый.

О достижении команды Мардеева следует рассказать особо. Гонщики выступали на так называемой "быстрой техничке". Это тяжелогруженая машина сопровождения, ее экипаж – оперативные ремонтники. Как правило, экипаж такой машины в борьбу не ввязывается. А тут ввязались, и еще как! "Обслуга" экстрим-КАМАЗА обошла команды известных фаворитов гонки.

Всё, приехали. Рекорд КАМАЗа – на январском ралли "Дакар-2011" наверняка неповторим. Впору порадоваться очередному международному успеху, назвав ее победой российского автопрома? Погодите, здесь все не так просто. На победоносных экстремал-грузовиках стоят могучие российские двигатели, в Набережных Челнах на славу изготовлены кузова и основа ходовой части гоночных грузовиков. Вся остальная механическая "плоть" – комбинация из зарубежных и отечественных компонентов. Сцепление SACHS – английское, 16-ступенчатая коробка передач — немецкая, раздаточная коробка Steyr — австрийская, карданная передача — турецкая Tirsan Kardan. Тяжелые камазовские мосты заменены финскими деталями Sisu, привод для отечественных тормозных механизмов заимствован у бельгийской компании Wabco. А шины закуплены у Michelin, лучших "обувщиков" автомобильных гонок.

Выходит, это не такая уж "победа автопрома"? Но учтите, что конструкторы конкурирующих грузовиков Mercedes, Daf Perlini и Tatra всегда пользовались комплектующими от лучших производителей. А вот сложить лучшее целое сегодня умеют только в Набережных Челнах. С дореволюционных времен Россия славилась инженерией. Генетический код еще сохраняется…

Конечно же, главная причина триумфа – спортивная дружина. Четыре боевых состава – в каком еще виде спорта у России есть такой ресурс и потенциал? И такая система подбора и воспитания чемпионов…

Ильгизар Мардеев заметил, что экипажи не создаются специально для гонки "Дакар". Команды формируются годами, люди испытываются в различных гонках, и в экипаж попадает уже человек проверенный, сработавшийся. Эдуард Николаев, третий призер "Дакара-2011", девять лет был механиком команды. На этот раз сел за руль, возглавил экипаж. Первые пять дней дебютанты мужественно преодолевали стресс гонки. Потом вырвались в число лидеров.

"Люди испытываются в различных гонках…" А испытания случаются жесточайшие. Горят моторы, горят тормоза. Помните, во время ралли "Дакар-2007" машина команды "КАМАЗ-Мастер" попала в сокрушительную аварию? Грузовик был полностью изуродован. Команду в составе пилота Владимира Чагина, штурмана Семена Якубова и механика Сергея Савостина с тяжелейшими травмами доставили в госпиталь. Что дальше? Все гадали: сумеют ли гонщики перебороть травмы, а потом преодолеть неизбежный послеаварийный синдром неуверенности и страха? Но команда Чагина остается победоносной.

…Наверное, стоит, размышляя о проблемах подготовки российских сборных команд, приглядеться к жизни и опыту дружины КАМАЗа.