Дакарных дел мастер

Победа команды «КамАЗ-мастер» в «Дакаре» — вещь очень привычная. Нынешняя была юбилейной — десятой, притом что в элиту ралли-рейдов камазовцы вошли лишь в середине 1990-х годов. Но в любом случае этот «Дакар» войдет в историю «конюшни». Дело в том, что столь подавляющего преимущества над конкурентами у нее еще никогда не было.  

В генеральной классификации ралли камазовские экипажи — Владимира Чагина, Фирдауса Кабирова, Эдуарда Николаева и Ильгизара Мардеева — заняли четыре первых места. Не провалился ни один из них. Уверенно, не хуже гораздо более опытных соперников, выглядел даже молодой пилот Николаев. Более того, довольно почетное восьмое время в ралли показал экипаж казахской команды «Астана», использовавшей автомобиль команды из Набережных Челнов. А два лидера команды «КамАЗ-мастер» — Чагин и Кабиров — мчались по дакаровской трассе просто в невероятном темпе.

Вообще-то считается, что грузовые автомобили существенно уступают в скорости внедорожникам. Но на сей раз так говорить было бы глупо. Итоговое время экипажа Владимира Чагина в категории «легковые автомобили» было бы пятым. Быстрее него в минувшие две недели ехали только четыре ярчайшие суперзвезды ралли-рейдов — Нассер аль-Аттия, Жиньель де Вильерс, Карлос Сайнс и Стефан Петерансель.

Лично для Владимира Чагина этот «Дакар», в котором он в упорной борьбе на заключительных этапах обошел друга Фирдауса Кабирова, тоже был, можно сказать, историческим. Он одержал уже седьмую победу в культовом ралли и стал рекордсменом в категории. До этого он делил первенство с чехом Карелом Лопрайсом, выступавшим на выступавшим на Tatra.

В категории «легковые автомобили» успех достался чрезвычайно любопытному персонажу. Катарец Нассер аль-Аттия — удивительно разносторонний спортсмен. У него есть серьезные, вплоть до попадания в четверку на Олимпийских играх 2004 года и золота Азиатских игр, достижения в стендовой стрельбе. А параллельно он освоил еще и ралли-рейды. Причем так, что несколько лет назад прочно закрепился в элите, выигрывая по несколько гонок за сезон.

Вот только с «Дакаром» ему до сих пор жутко не везло. Он был близок к победе дважды. В позапрошлом году Нассер аль-Аттия, выступающий на Volkswagen, лидировал с огромным — в 20 минут — запасом, но сошел из-за поломки перегревшегося двигателя на шестом этапе. В прошлом он отчаянно сражался с партнером по команде испанцем Карлосом Сайнсом и уступил ему совсем чуть-чуть. Золотого и серебряного призеров на финише разделило меньше двух минут. Это был самый крохотный отрыв за все три десятилетия, что проводится «Дакар».

Сейчас наконец все для Нассера аль-Аттии сложилось удачно. Наоборот, не повезло его главному противнику. На протяжении большей части «Дакара» аль-Аттия бился с Сайнсом на равных. Катарец возглавил классификацию в пустыне Атакама, но запас прочности был невелик, а испанец сразу же ринулся в атаку — отыгрывать отставание.

Возможно, Карлосу Сайнсу удалось бы это сделать. Однако в минувший четверг скорость погубила великого пилота, выигравшего до того, как он переключился на рейды, два мировых первенства в классических ралли. На одном из ухабов Сайнс разбил переднюю подвеску своего Touareg.

Из-за этой аварии испанец потерял без малого полтора часа, и чудо, что он сумел удержаться в призовой тройке. Выше него в общем зачете оказались лишь аль-Аттия и еще один пилот Volkswagen - южноафриканец Жиньель де Вильерс, победитель «Дакара» 2009 года.своего Touareg В категории «мотоциклы» золото добыл Марк Кома на KTM. Для него оно уже было третьим дакаровским. И Кома изумлялся, что рейд, который для него даже в победные годы изобиловал различными проблемами, в этом году сложился столь гладко. У мотоциклистов борьбы за титул, по существу, не было никакой. Француз Сирил Депре, выигравший «Дакар» год назад, закончил марафон в 15 минутах позади Комы.

Алексей Доспехов