Дакар: "русская буря" в пустыне

Дмитрий СЛЯДНЕВ. Интернет-журнал Point.ru 22.02.2010

В последние годы в российском спорте сложилась крайне неприятная ситуация: мы растеряли своё "гарантированное золото" в очень многих видах спорта. Возьмём, к примеру, спортивную гимнастику – в Сиднее первое командное место, в Пекине мы двенадцатые с 2 бронзами. По фигурному катанию у нас в Турине было 3 "золота" из 4-х, а перед Ванкувером назовём "гарантированным" только одно. В плавании до 1996 года мы всегда были в тройке, а сейчас за десятку цепляемся. Даже в русском хоккее мы 2 года подряд не можем выиграть чемпионат мира…

Понятное дело, на такие размышления меня наводит предстоящая Олимпиада – о ней, драгоценной, о наших спортивных чиновниках и их медальных планах я ещё успею написать. Сейчас же расскажу об одном из немногих оставшихся российских "островков стабильности" в спорте. У нас, конечно, есть "своя" гимнастика (художественная), "своё" плавание (синхронное) и "свой" хоккей (как ни странно, канадский). Но ещё у нас есть автоспорт, для нужд которого почти безнадёжный отечественный автопром создал и продолжает совершенствовать потрясающий по качеству и возможностям продукт – гоночный автомобиль на базе КамАЗ-4310. 

Уже более 30 лет, в первые дни Нового года проходит удивительный многодневный марафон "Дакар", где лучшие из лучших экипажей в 4 классах транспортных средств соревнуются в скорости и навигации. Тысячи километров холмов и степей, гор и пустынь ждут гонщиков, и далеко не каждый находит в себе силы дойти до финиша. Ещё некоторое время назад ралли-рейд носил "говорящее" название "Париж-Дакар", периодически изменял свой маршрут, даже точки старта и финиша, но всегда пересекал главную пустыню планеты – Сахару. Однако факторов риска в столь нестабильном регионе, как Африка, стало слишком много: сами по себе опасные, этапы гонки стали целью исламского террора. Спорт, увы, не всегда примиряет воюющих друг с другом людей. Марафон переехал в более спокойную Южную Америку, слово "Дакар" стало брендом, связанным с событием, но не с местом (стартуют и финишируют спортсмены теперь в Буэнос-Айресе). 

Россияне на "Дакаре" традиционно выступают в нескольких категориях, но наше "гарантированное" золото - только в классе грузовиков. С любительским статусом остальных экипажей приходится смириться. Стабильный успех команды "КАМАЗ-МАСТЕР" – это закономерный результат постоянных инвестиций в производственную базу и развитие спортсменов, помноженных на необходимую у нас для любого проекта политическую волю. Казалось бы, нет лучше схемы для развития спорта в России, но ведь это по-прежнему единичный случай. Тем не менее, очень приятный: у нас два лучших в мире экипажа, которые возглавляют Фирдаус Кабиров и Владимир Чагин (на двоих 8 побед за 10 лет) и привычный уже российский "финал".

Нельзя не принимать во внимание, что "Дакар" – это безусловный риск, ведь даже самый опытный гонщик или штурман могут проявить секундную слабость, невнимательность и поплатиться за это жизнью. А сколько зрителей за всю историю автогонок пострадало из-за своего любопытства? В 2010 году на "Дакаре" был совершён, как минимум, один наезд на таких любопытных со смертельным исходом. Случаются несчастья и с журналистами: Евгений Доронин, участник ралли "Париж-Дакар", вспоминает в своём блоге о трагической гибели в 1989 году репортёра Винсента Альбасини, решившего снять прямо с трассы старт советского экипажа. 

Очевидно, что наиболее рискованным является класс мотоциклов, ведь гонщику банально не хватает амуниции, которая уберегла бы его при падении или столкновении. И гибнут мотоциклисты чаще прочих. Но на столь опасной трассе небезопасно даже за рулём грузовика – я хорошо помню аварию экипажа Чагина в 2007 году, когда КАМАЗ перевернулся и чуть не похоронил наших гонщиков. 

Любопытный факт вспоминает тот же Доронин – после гибели голландской команды на "Париж-Дакар" отменили соревнования в классе грузовиков, и именно в это время на первый план в ралли-рейдах вышли российские экипажи: когда на "Дакар" вернулись грузовики, мы были лучшими. С тех пор мы не сдаём свои позиции, и перспективы у нас здесь самые хорошие. "Дакар-2010" выиграла команда Владимира Чагина с отрывом от ближайшего иностранного преследователя (3 место) в неполных 11 часов. Надо полагать, мы не остановимся на достигнутом и предложим на следующую гонку ещё более боеспособные экипажи. 

Вернусь к сказанному выше: команда "КАМАЗ-МАСТЕР" – это прекрасный пример для создания и развития команды в техническом виде спорта. Это я к тому, что мы уже пытались, безуспешно, создать российскую команду на "Формуле-1" и "Тур де Франс". Между прочим, ралли-рейд не менее зрелищный вид спорта, чем велоспорт или шоссейные гонки. Печально лишь, что наши телеканалы в освещении "Дакара" обычно ограничиваются короткими новостными выпусками. Я бы смотрел подробные обзоры с большим удовольствием.