Чемпион «Дакара»-2017 Эдуард Николаев: Аргентинцы делают «КАМАЗы» из бумажных коробок!

Ралли «Дакар» охотно меняет страны, континенты и формат выступлений. Бронзовый африканский бедуин — до сих пор символ ралли-рейда, хотя гонки давно проходят в Южной Америке. Одно остается неизменным. Российская команда «КАМАЗ-Мастер» доминирует в разряде грузовиков. 32-летний Эдуард Николаев трижды становился чемпионом многодневки. Первый раз в качестве механика экипажа знаменитого Владимира Чагина. Затем дважды как пилот — в том числе в 2017 году. В беседе с корреспондентом «Спорта День за Днем» Николаев рассказал, чем опасна мокрая трасса, что чувствует потерявшийся среди пустыни экипаж и как аргентинцы стали фанатами российского автопрома.

Вся Боливия под водой

— Еще раз поздравляем с победой на ралли «Дакар-2017»! Чем сейчас занята команды «КАМАЗ-Мастер»?
— Спасибо за поздравление! Сейчас начали готовить две машины к следующему «Дакару». По ходу сезона собираемся выступить на этапах чемпионата России по ралли-рейдам и на ралли «Шелковый путь». Затем — «Дакар».

— Сообщения о том, что «КАМАЗ» возьмет паузу в выступлениях на «Дакаре» оказались ошибочны?
— Пока рано утверждать. Команда готовится к соревнованиям в обычном режиме, но, если планы изменятся, вы об этом непременно узнаете.

— Победа на «Дакар»-2017 непросто далась команде.
— Все «Дакары» очень сложны. В этом году судьба победителей в гонке грузовиков решались буквально перед самым финишем. Действительно, было непросто. Особенно из-за воды. Ее было очень много. Постоянно шли дожди. Вся Боливия была залита! Многим участникам пришлось выбираться из водных ловушек. Организаторы сократили этапы, потому что боялись полностью потерять гонку. Больше всех страдали грузовики и мотоциклисты. Грузовые машины очень много весят и легко застревают, а езда на мотоцикле по мокрой трассе экстремально опасна. Земля была совершенно непредсказуема. Проезжаешь по ней нормальным ходом без остановок — считай, повезло. Проскочишь без последствий. А стоит кому-то на том же участке притормозить или сдать назад, как он проваливается в грунт.

— Вам удалось объехать ловушки с лучшим временем.
— К сожалению, в серьезную западню попал экипаж Айрата Мардеева. Застрявший соперник перегородил ему дорогу. Айрат объезжал по обочине трассы. Казалось, проблем не должно быть, но, стоило включить заднюю передачу, как машина просто провалилась. Экипаж Антона Шибалова помог выбраться, в этой операции по вызволению «КАМАЗа» Айрата были задействованы еще два грузовика участников гонки, но времени было потеряно очень много.

— В какой момент вам пришлось труднее всего?
— Труднее всего пришлось штурманам с поиском пути. На одном из этапов мы потеряли 23 минуты только на ориентировании по нужным точкам. Это очень много. Мы сильно переживали, опасались не наверстать, но позже оказалось, что соперники столкнулись с теми же трудностями. Попали в ту же ловушку. В итоге даже хорошо, что навигация была такой сложной. «Дакар»-2017 — отличная школа для наших штурманов.

— Страшно, когда твой собственный штурман теряется среди пустыни!
— Ну, штурманы у нас опытные! Конечно, бывают волнительные минуты. Когда штурман теряет путь, пилоты и механики могут ему помочь. Подсказать зацепку, которая выведет на правильный курс.

— Вы пересекались с Сергеем Карякиным — еще одним российским чемпионом «Дакара»-2017?
— Давно с ним дружим. Очень быстрый пилот и адекватный человек. Сразу было заметно его стремление выиграть, продвинуться вперед. Это настоящий стратег, который много выигрывает за счет того, что верно продумывает гонку.

— Может, посадить его за руль «КАМАЗа»?
— Не спрашивал, но думаю, он не захочет! Грузовик и квадроцикл — совершенно разные вещи. А у нас в команде много одаренных пилотов.

Смотрим видео и поражаемся

— Некоторые участники «Дакара» сильно жаловались на организацию гонки в этом году. Что вы скажете?
— У нас особых претензий нет. Были вопросы по организации некоторых стартов, когда нам давали слишком мало времени на подготовку. Перед очередным этапом с бивака машины едут на точку старта, где экипажам обычно дают 15-25 минут на подготовку. Можно спокойно настроиться на трассу, сделать какие-то дела. А тут было такое, что по прибытии на старт оставалось буквально две-три минуты до отъезда. Организаторы прислушивались к нам и заявляли, что учтут ошибки. В остальном все было нормально.

— Как вас встретили южноамериканские болельщики — аргентинцы, парагвайцы и другие?
— Аргентина нас очень любит. На трассу выходят люди с российскими флагами, плакатами поддержки. Аргентинцы даже делают из картонных коробок модельки «КАМАЗа» и показывают во время гонки. По территории Аргентины «Дакар» проходит с 2009 года. Люди давно полюбили нашу команду. Знают нас по фамилиям. На старте кричат речевки, поддерживают. Безумно приятно.

— Вы успеваете во время гонки насладиться уникальными пейзажами? В видеоотчетах «Дакара» чего только нет: аллеи молний, где десятки разрядов бьют одновременно, пески всех цветов радуги…
— К сожалению, все это видим после гонки. Смотрим видео и поражаемся. Ничего себе - где мы ехали! Красота какая! А во время гонки ты сосредоточен только на ней. Иногда удается кое-что рассмотреть, подъезжая к стартовой точке.

— Получается, экипажи в максимальном напряжении на протяжении двух недель рейда.
— Именно так. Поэтому готовимся к ралли целый год, чтобы потом выложиться за две недели.

— А потом выкладываетесь еще год — в процессе подготовки.
— Да. Мы начинаем готовиться к ралли «Дакар» сразу после финиша ралли «Дакар»! Еще не вернувшись домой,  думаем о следующем заезде. Анализируем все досконально, пока свежо в памяти, обсуждаем работу соперников. В течение года много времени уходит на тесты новых деталей, узлов, агрегатов. Весь год у нас расписан. Выступаем не только на «Дакаре», но и на том же «Шелковом пути». Никаких пауз. «КАМАЗ-Мастер» трудится в поте лица.

— «Шелковый путь» проходит по территории России. Можно ли сравнить его организацию со знаменитым на весь мир «Дакаром»?
— Безусловно. В чем-то «Шелковый путь» организован лучше. Например, трасса интереснее. Очень разнообразные ландшафты. Это прекрасная гонка.

— «Дакар» прочно прописался в Южной Америке. Хорошо ли это? Может, стоит вернуться в более дикую, экзотическую Африку?
— Сложно сказать. Пилоту всегда хочется чего-то новенького. Сейчас, проезжая «Дакар», мы встречаем участки, которые запомнились с прошлых лет. Это не очень хорошо. Сюрпризы интереснее. Дело организаторов — решать, где пройдет гонка. Прокатиться по Африке было бы здорово, но есть и другие континенты.

|Цифра

3 раза Эдуард Николаев приезжал к победному финишу «Ралли Дакар», хотя во многих источниках упомянут как двукратный чемпион. В качестве пилота Николаев, действительно, одержал две победы (в 2013 и 2017 годах), однако в сезоне-2010 совершил «золотой финиш» как механик экипажа Владимира Чагина. Хотя «Дакар» занимает в жизни Николаева особое место, у гонщика множество наград других ралли, таких как «Шелковый путь» или «Симбирский тракт».

Источник: 

http://www.sportsdaily.ru/articles/chempion-dakara-2017-eduard-nikolaev-argentinczy-delayut-kamazy-iz-bumazhnyx-korobok